Российский автобусный салон | 26-28 июня 2024 г., Москва, ЦВК "Экспоцентр"

Автобусы для городских, пригородных и междугородних маршрутов

круглый стол «Проблемы и перспективы создания автобусной техники для условий эксплуатации до минус 60-70°С»

27 июня 2024 года пройдет круглый стол «Проблемы и перспективы создания автобусной техники для условий эксплуатации до минус 60-70°С».

Начало в 10.00.

Организаторы: Союз «Торгово-промышленная палата РС(Я)», ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия», Высший инженерный совет РС(Я) при поддержке Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики», РОО «Якутская Арктика», Российского союза научных и инженерных общественных объединений (РосСНИО), V Северного форума по устойчивому развитию, Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я)», Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я), Министерства по развитию Арктики и делам народов севера РС(Я), Северо-Восточного Федерального Университета, Арктического Государственного АгроТехнологического Университета, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в РС(Я)» и дирекция автобусного салона CityBus-2024.

К участию приглашаются: со стороны промышленности – производители и разработчики транспортных средств – автобусов, вездеходов, снегоболотоходов, амфибийной и другой техники; со стороны заказчика - представители транспортных организаций регионов, представители промышленных предприятий регионов; со стороны органов региональной и местной власти с территориями экстремально холодного и холодного климата – представители ответственные за научно-технологическое развитие транспортной системы.

Для устойчивого развития экономики Российской Арктики необходимо опережающее развитие арктической транспортной системы. Эта система должна обеспечить надежные транспортные связи, нормальные условия жизнедеятельности на северных территориях России, и не только для ускоренного освоения месторождений полезных ископаемых, но и прорывного роста уровня обеспечения конституционных прав на транспортную доступность коренным и малочисленным народам в труднодоступных и малочисленных поселениях не только авиационным, но и колесным транспортом.

Это в целом по Российскому Северу, а в Якутии и регионах ДВФО и СФО с территориями экстремально холодного климата по ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. …»  (арктических и субарктических районах и городах Оймяконья, Якутска, Нерюнгри, Мирный, Норильск, Сусуман, Енисейск, южной Эвенкии и др.) проблема кратно усложняется тем, что действующая нормативно-техническая база никак не стимулирует ни разработку подходящих моделей транспорта, ни «доработку» её на местах, в том числе применение климатических требований для «экстремально холодных» модификаций по ГОСТ Р 50992–2019 «Автомобильные транспортные средства. Климатическая безопасность. Технические требования и методы испытаний» в рамках Техрегламента Таможенного Союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

Эффективность климатических требований в Техрегламентах Таможенного Союза, от которых во многом зависит состояние аварийности, особенно в зимний период, давно уже перешла из узкопрофильных в системную. И даже в геостратегическую для страны, особенно в связи с активным развитием Северного морского пути. А так же, особой актуальности продления сроков использования автозимников и применения инновационных логистик (схем и маршрутов) пассажирских перевозок и северного завоза, в связи с активным развитием деградации многолетней мерзлоты.

Вопросы для обсуждения:

  • «возрождение» и развитие на базе ГОСТ Р 50992-2019 инфраструктуры климатических испытаний, а так же создания инфраструктуры технических экспертиз на местах, играющих «ключевую» роль в обеспечении безопасности перевозок общественным колесным транспортом в условиях экстремально холодного климата;
  • перспективы использования при создании и опытной эксплуатации техники для территорий экстремально холодного климата преференций, предусмотренных ФЗ-258 от 31.07.2020 г. «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в России», в том числе в формате ГЧП;
  • «возрождение» и развитие программ господдержки: - отечественных машиностроителей по созданию северных и арктических модификаций; - транспортников Севера по субсидированию естественного удорожания «северных» модификаций колесного транспорта; 
  • «возрождения» и развития конкурса Минэкономразвития РФ по поддержке создания и развития региональных центров (филиалов) сертификации, испытаний и технических экспертиз для экстремально холодного климата;
  • разработки программ по подготовке и повышению квалификации специалистов территорий экстремально холодного климата в ведущих отечественных ВУЗах и НИИ по испытаниям и техническим экспертизам в условиях Севера.

Модераторы – Зырянов Игорь Владимирович, Заведующий кафедрой горного дела Мирнинского политехнического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, Мярин Александр Николаевич, председатель Комиссии по содействию проектной деятельности в научно-технологический  сфере ТПП РС(Я), директор ООО «АрктикСпецМаш» - сервисной компании ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия», ответственный секретарь Высшего инженерного совета РС(Я), член Оргкомитета Российской недели общественного транспорта, к.э.н. (онлайн)


29 сентября 2023 г. прошел круглый стол «Преференции испытаниям колесного транспорта на Севере - драйвер проекта "Наука и инжиниринг экстремально холодных территорий"»

Онлайн трансляция

Приглашенные спикеры и участники: Черноградский Владимир Николаевич, Министр по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я); Зырянов Игорь Владимирович, Политехнический институт (филиал) СВФУ в г. Мирном; Максимов Сергей Николаевич, Советник директора НО "Союз-Авто", представители органов власти областей и республик, транспортных и машиностроительных предприятий.


23 сентября 2022 г. прошел круглый стол «Социальный транспорт для условий экстремально холодного климата. ГЧП по развитию инфраструктуры экспертиз, испытаний ТС в регионах. Проект «Арктический автобус».

Онлайн трансляция.

Новость о партнерстве с СФУР.

Среди выступавших:  

- Воротников Александр Михайлович, координатор о экспертного совета «Проектного офиса развития Арктики», эксперт по государственно-частному партнерству, доцент РАНХиГС, к.х.н.;  

- Кугаевский Александр Андреевич, заместитель ректора СВФУ им. М.К. Аммосова по аналитической и научной деятельности, член-корреспондент Российской инженерной академии, член Общественного совета Арктической зоны РФ, к.э.н.;

- Котиев Георгий Олегович, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.т.н.

Презентации докладчиков

Заслушав доклады, в ходе дискуссии участники круглого стола договорились о необходимости активного взаимодействия не только по проблемам колесного транспорта, но и в целом по широкому спектру транспортной техники, с акцентом на качество всей техники в экстремально холодном климате (климатического исполнения «ЭХл»). Рассмотрены основные её отличия, от технических решений для техники с характеристиками для условий «обычного» холодного климата (исполнения «ХЛ» - районирование по ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. …»).

Полезная информация:

(прил. 1) Статья Мярина А.Н. в информационном сборнике "Российский общественный транспорт 2022" "Автобусы для экстремально-холодного климата"

(прил. 2) ГОСТ Р 50992-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные транспортные средства. Климатическая безопасность. Технические требования и методы испытаний" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.10.2019 N 1165-ст).

(прил. 3) Решение 109-й международной научно-технической конференции ААИ "Техническое регулирование в области автотранспортных средств", г. Дмитров, 4-5 декабря 2019 г.

(прил. 4) Тезисы «Колесные транспортные средства для Севера и Арктики: «климатическая» настройка нормативов и технических регламентов Таможенного союза» на Парламентской сессии второго Международного Северного форума по устойчивому развитию «Правовые аспекты жизнеобеспечения и устойчивого развития северных и арктических территорий» 29 сентября 2020 г.

(прил. 5) Презентация  «Актуальность создания «арктических автобусов» для всесезонных перевозок в труднодоступные малонаселенные села Севера и Арктики»  на расширенном заседании Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию и Союза транспортников России «Пассажирский транспорт как интегрирующая основа для успешного роста экономики и развития социальной сферы страны» 5 февраля 2021г.

(прил. 6) Отчет о проведении Круглого стола "Перспективы инноваций наземных транспортно-технологических средств в условиях деградации многолетней мерзлоты" в рамках Третьего Международного Северного форума по устойчивому развитию, г. Якутск, 29 сентября 2021 г.

(прил. 7) Предложения ВИС РС(Я) в итоги экспертной дискуссии РосСНИО в рамках IV-го Общероссийского конгресса инженеров "Наука - инженер - промышленность" «Специфика создания  техники для территорий «евразийского Полюса Холода»: возрождение и развитие испытаний в естественных условиях территорий экстремально холодного климата», г. Комсомольск-на-Амуре, 14 октября 2021г.

Информация о мероприятии в 2019 г.

Скачать презентации 2019.