CityBus - Russian bus salon | June 26-28, 2024 г., Moscow, Russia

Bus transport for city, suburban and intercity routes

круглый стол «Преференции испытаниям колесного транспорта на Севере - драйвер проекта "Наука и инжиниринг экстремально холодных территорий"»

29 сентября 2023 г. прошел круглый стол «Преференции испытаниям колесного транспорта на Севере - драйвер проекта "Наука и инжиниринг экстремально холодных территорий"»

Онлайн трансляция

Организаторы: Союз «Торгово-промышленная палата РС(Я)», ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия», Высший инженерный совет РС(Я) при поддержке Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики», РОО «Якутская Арктика», Российского союза научных и инженерных общественных объединений (РосСНИО), V Северного форума по устойчивому развитию, Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я)», Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я), Министерства по развитию Арктики и делам народов севера РС(Я), Северо-Восточного Федерального Университета, Арктического Государственного АгроТехнологического Университета, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в РС(Я)» и дирекция автобусного салона CityBus-2023.

К участию были приглашены: со стороны промышленности – производители и разработчики транспортных средств – автобусов, вездеходов, снегоболотоходов, амфибийной и другой техники; со стороны заказчика - представители транспортных организаций регионов, представители промышленных предприятий регионов; со стороны органов региональной и местной власти с территориями экстремально холодного и холодного климата – представители ответственные за научно-технологическое развитие транспортной системы.

Для устойчивого развития экономики Российской Арктики необходимо опережающее развитие арктической транспортной системы. Эта система должна обеспечить надежные транспортные связи, нормальные условия жизнедеятельности на северных территориях России, и не только для ускоренного освоения месторождений полезных ископаемых, но и прорывного роста уровня обеспечения конституционных прав на транспортную доступность коренным и малочисленным народам в труднодоступных и малочисленных поселениях не только авиационным, но и колесным транспортом.

Это в целом по Российскому Северу, а в Якутии и регионах ДВФО и СФО с территориями экстремально холодного климата по ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. …»  (арктических и субарктических районах и городах Оймяконья, Якутска, Нерюнгри, Мирный, Норильск, Сусуман, Енисейск, южной Эвенкии и др.) проблема кратно усложняется тем, что действующая нормативно-техническая база никак не стимулирует ни разработку подходящих моделей транспорта, ни «доработку» её на местах, в том числе применение климатических требований для «экстремально холодных» модификаций по ГОСТ Р 50992–2019 «Автомобильные транспортные средства. Климатическая безопасность. Технические требования и методы испытаний» в рамках Техрегламента Таможенного Союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

Эффективность климатических требований в Техрегламентах Таможенного Союза, от которых во многом зависит состояние аварийности, особенно в зимний период, давно уже перешла из узкопрофильных в системную. И даже в геостратегическую для страны, особенно в связи с активным развитием Северного морского пути. А так же, особой актуальности продления сроков использования автозимников и применения инновационных логистик (схем и маршрутов) пассажирских перевозок и северного завоза, в связи с активным развитием деградации многолетней мерзлоты.

Вопросы для обсуждения:

  • «возрождение» и развитие на базе ГОСТ Р 50992-2019 инфраструктуры климатических испытаний, а так же создания инфраструктуры технических экспертиз на местах, играющих «ключевую» роль в обеспечении безопасности перевозок общественным колесным транспортом в условиях экстремально холодного климата;
  • перспективы использования при создании и опытной эксплуатации техники для территорий экстремально холодного климата преференций, предусмотренных ФЗ-258 от 31.07.2020 г. «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в России», в том числе в формате ГЧП;
  • «возрождение» и развитие программ господдержки: - отечественных машиностроителей по созданию северных и арктических модификаций; - транспортников Севера по субсидированию естественного удорожания «северных» модификаций колесного транспорта; 
  • «возрождения» и развития конкурса Минэкономразвития РФ по поддержке создания и развития региональных центров (филиалов) сертификации, испытаний и технических экспертиз для экстремально холодного климата;
  • разработки программ по подготовке и повышению квалификации специалистов территорий экстремально холодного климата в ведущих отечественных ВУЗах и НИИ по испытаниям и техническим экспертизам в условиях Севера.

Модератор – Мярин Александр Николаевич, председатель Комиссии по содействию проектной деятельности в научно-технологический  сфере ТПП РС(Я), директор ООО «АрктикСпецМаш» - сервисной компании ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия», ответственный секретарь Высшего инженерного совета РС(Я), член Оргкомитета Российской недели общественного транспорта, к.э.н.

Приглашенные спикеры и участники:

Черноградский Владимир Николаевич, Министр по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я); Зырянов Игорь Владимирович, Политехнический институт (филиал) СВФУ в г. Мирном; Максимов Сергей Николаевич, Советник директора НО "Союз-Авто", представители органов власти областей и республик, транспортных и машиностроительных предприятий.


23 сентября 2022 г. прошел круглый стол «Социальный транспорт для условий экстремально холодного климата. ГЧП по развитию инфраструктуры экспертиз, испытаний ТС в регионах. Проект «Арктический автобус».

Онлайн трансляция.

Новость о партнерстве с СФУР.

Организаторы: Союз «Торгово-промышленная палата РС(Я)», ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия», Высший инженерный совет РС(Я) при поддержке Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики», РОО «Якутская Арктика», Российского союза научных и инженерных общественных объединений (РосСНИО), IV Северного форума по устойчивому развитию, Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я)», Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я), Министерства по развитию Арктики и делам народов севера РС(Я), Северо-Восточного Федерального Университета, Арктического Государственного АгроТехнологического Университета, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в РС(Я)» и дирекция автобусного салона CityBus-2022.

К участию были приглашены: со стороны промышленности – производители и разработчики транспортных средств – автобусов, вездеходов, снегоболотоходов, амфибийной и другой техники; со стороны заказчика - представители транспортных организаций регионов, представители промышленных предприятий регионов; со стороны органов региональной и местной власти с территориями экстремально холодного и холодного климата – представители ответственные за научно-технологическое развитие транспортной системы.

Для устойчивого развития экономики Российской Арктики необходимо опережающее развитие арктической транспортной системы. Эта система должна обеспечить надежные транспортные связи, нормальные условия жизнедеятельности на северных территориях России, и не только для ускоренного освоения месторождений полезных ископаемых, но и прорывного роста уровня обеспечения конституционных прав на транспортную доступность коренным и малочисленным народам в труднодоступных и малочисленных поселениях не только авиационным, но и колесным транспортом.

Это в целом по Российскому Северу, а в Якутии и регионах ДВФО и СФО с территориями экстремально холодного климата по ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. …»  (арктических и субарктических районах и городах Оймяконья, Якутска, Нерюнгри, Мирный, Норильск, Сусуман, Енисейск, южной Эвенкии и др.) проблема кратно усложняется тем, что действующая нормативно-техническая база никак не стимулирует ни разработку подходящих моделей транспорта, ни «доработку» её на местах, в том числе применение климатических требований для «экстремально холодных» модификаций по ГОСТ Р 50992–2019 «Автомобильные транспортные средства. Климатическая безопасность. Технические требования и методы испытаний» в рамках Техрегламента Таможенного Союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

Эффективность климатических требований в Техрегламентах Таможенного Союза, от которых во многом зависит состояние аварийности, особенно в зимний период, давно уже перешла из узкопрофильных в системную. И даже в геостратегическую для страны, особенно в связи с активным развитием Северного морского пути. А так же, особой актуальности продления сроков использования автозимников и применения инновационных логистик (схем и маршрутов) пассажирских перевозок и северного завоза, в связи с активным развитием деградации многолетней мерзлоты.

Вопросы для обсуждения:

  • «возрождение» и развитие на базе ГОСТ Р 50992-2019 инфраструктуры климатических испытаний, а так же создания инфраструктуры технических экспертиз на местах, играющих «ключевую» роль в обеспечении безопасности перевозок общественным колесным транспортом в условиях экстремально холодного климата;
  • перспективы использования при создании и опытной эксплуатации техники для территорий экстремально холодного климата преференций, предусмотренных ФЗ-258 от 31.07.2020 г. «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в России», в том числе в формате ГЧП;
  • «возрождение» и развитие программ господдержки: - отечественных машиностроителей по созданию северных и арктических модификаций; - транспортников Севера по субсидированию естественного удорожания «северных» модификаций колесного транспорта; 
  • «возрождения» и развития конкурса Минэкономразвития РФ по поддержке создания и развития региональных центров (филиалов) сертификации, испытаний и технических экспертиз для экстремально холодного климата;
  • разработки программ по подготовке и повышению квалификации специалистов территорий экстремально холодного климата в ведущих отечественных ВУЗах и НИИ по испытаниям и техническим экспертизам в условиях Севера.

Модератор – Мярин Александр Николаевич, председатель Комиссии по содействию проектной деятельности в научно-технологический  сфере ТПП РС(Я), директор ООО «АрктикСпецМаш» - сервисной компании ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия», ответственный секретарь Высшего инженерного совета РС(Я), член Оргкомитета Российской недели общественного транспорта, к.э.н.

Среди выступающих:  

- Воротников Александр Михайлович, координатор о экспертного совета «Проектного офиса развития Арктики», эксперт по государственно-частному партнерству, доцент РАНХиГС, к.х.н.;  

- Кугаевский Александр Андреевич, заместитель ректора СВФУ им. М.К. Аммосова по аналитической и научной деятельности, член-корреспондент Российской инженерной академии, член Общественного совета Арктической зоны РФ, к.э.н.;

- Котиев Георгий Олегович, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.т.н.

Презентации докладчиков

Заслушав доклады, в ходе дискуссии участники круглого стола договорились о необходимости активного взаимодействия не только по проблемам колесного транспорта, но и в целом по широкому спектру транспортной техники, с акцентом на качество всей техники в экстремально холодном климате (климатического исполнения «ЭХл»). Рассмотрены основные её отличия, от технических решений для техники с характеристиками для условий «обычного» холодного климата (исполнения «ХЛ» - районирование по ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. …»).

Полезная информация:

(прил. 1) Статья Мярина А.Н. в информационном сборнике "Российский общественный транспорт 2022" "Автобусы для экстремально-холодного климата"

(прил. 2) ГОСТ Р 50992-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные транспортные средства. Климатическая безопасность. Технические требования и методы испытаний" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.10.2019 N 1165-ст).

(прил. 3) Решение 109-й международной научно-технической конференции ААИ "Техническое регулирование в области автотранспортных средств", г. Дмитров, 4-5 декабря 2019 г.

(прил. 4) Тезисы «Колесные транспортные средства для Севера и Арктики: «климатическая» настройка нормативов и технических регламентов Таможенного союза» на Парламентской сессии второго Международного Северного форума по устойчивому развитию «Правовые аспекты жизнеобеспечения и устойчивого развития северных и арктических территорий» 29 сентября 2020 г.

(прил. 5) Презентация  «Актуальность создания «арктических автобусов» для всесезонных перевозок в труднодоступные малонаселенные села Севера и Арктики»  на расширенном заседании Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию и Союза транспортников России «Пассажирский транспорт как интегрирующая основа для успешного роста экономики и развития социальной сферы страны» 5 февраля 2021г.

(прил. 6) Отчет о проведении Круглого стола "Перспективы инноваций наземных транспортно-технологических средств в условиях деградации многолетней мерзлоты" в рамках Третьего Международного Северного форума по устойчивому развитию, г. Якутск, 29 сентября 2021 г.

(прил. 7) Предложения ВИС РС(Я) в итоги экспертной дискуссии РосСНИО в рамках IV-го Общероссийского конгресса инженеров "Наука - инженер - промышленность" «Специфика создания  техники для территорий «евразийского Полюса Холода»: возрождение и развитие испытаний в естественных условиях территорий экстремально холодного климата», г. Комсомольск-на-Амуре, 14 октября 2021г.

Информация о мероприятии в 2019 г.

Скачать презентации 2019.